Нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время используют в своем технологическом процессе современные крекинговые установки, на выходе из которых получается, как сам коммерческий продукт (моторное топливо, смазочные масла и т. п.), так и остаточные вещества в виде крекингового мазута.
Такие виды топлива имеют экстремальные характеристики для последующего использования, например, для сжигания в котлах на ТЭЦ.
Характеристики крекингового мазута:
— кинематическая вязкость при 50 °С – 1200-1300 мм2/с;
— кинематическая вязкость при 80 °С – 190-202 мм2/с;
— кинематическая вязкость при 100 °С – 75-79 мм2/с;
— содержание серы – 0,9-1,2% масс;
— плотность – 0,9-1 г/см3;
— температура застывания — 42 °С.
Мазут с такими параметрами относятся к разряду тяжелых марок жидкого топлива типа М-200. Для того чтобы доставить такой мазут в топку котла и обеспечить качественный распыл топлива, необходимо создать необходимое давление на выходе из форсунки котла или уменьшить вязкость топлива.
Чтобы, уменьшить вязкость мазута, необходимо его разогревать (зависимость вязкости от температуры можно посмотреть на диаграмме сверху). Разогревать более 90 °С мазут запрещено правилами эксплуатации мазутного хозяйства.
Одним из решений для перекачки крекингового мазута и создание необходимого давления на горелке котла является установка в мазутонасосной современного винтового насоса.
Также, без замены мазутных насосов, выходом может стать, установка паромазутных форсунок, обеспечивающих приемлемый распыл при низком давлении.